Решение семинара
«Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства - 1»

 

1-й международный семинар

17-19 сентября 2002 года
Нижний Новгород

За последние несколько лет в России ситуация стремительно изменилась. Это выражается в следующем:

заканчиваются временные ресурсы, снижающие уровень конкуренции наших компаний с зарубежными, такие как дешевый рубль, отрицательный имидж России в глазах зарубежных инвесторов, минеральные ресурсы;

возникает необходимость увеличения доли экспорта высокотехнологичных отраслей;

более определенными становятся отношения собственников и наемных менеджеров;

настала необходимость двигаться от низких уровней переработки к более высоким уровням и высоким технологиям.

Россия и страны СНГ стоят перед выбором: либо принимать вызов мировых экономических центров и осваивать правила ведения бизнеса и управления организацией, принятые в лучших компаниях мира, либо как можно дольше стараться защитить себя от конкуренции с западными компаниями с помощью таможенных барьеров, плохого инвестиционного климата и т.п.

Участники семинара, проходившего 17-19 сентября 2002 года, считают, что у России, в сущности, нет выбора. Это влечет необходимость решительных изменений в организации бизнеса, в умении управлять, в системах менеджмента, мотивации и т.д.

Основной ресурс проведения изменений – люди, человеческий ресурс. Необходимо обращение к ним в двух аспектах:

Построение эффективных организаций

Мотивация к высококачественному, интенсивному и творческому труду

Целью международного семинара Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства, прошедшего в г. Кстово, было рассмотреть возможность использования методов всеобщего менеджмента качества (TQM), моделей ИСО серии 9000, Европейской, Российской моделей, принципов управления качеством в масштабах компании (CWQC), статистического управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов для развития российских компаний и выхода их на международный уровень.

Основными организаторами семинара были Российский Морской Регистр Судоходства и ООО СМЦ «Приоритет», при участии Технического Совета по присуждению Премий Правительства РФ в области качества, Международной Гильдии профессионалов качества, Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, Государственного университета Высшая Школа Экономики (Нижегородский филиал), Украинской Ассоциации Качества (Киев) при поддержке Правительства Нижегородской области и РИА «Стандарты и качество».

Семинар проводили ведущие специалисты России и Украины – представители компаний-организаторов, руководители компаний, добившихся успехов в европейских и российских конкурсах в области качества. В числе докладчиков были члены Международной Гильдии профессионалов качества такие, как Ю.П. Адлер, А.В. Глазунов, П.Я. Калита, С.С Кощий, В.А. Лапидус, В.Е. Швец и другие.

Одним из основных докладчиков был президент Международной Академии качества, профессор Йосио Кондо, сделавший презентацию двух своих книг, изданных на русском языке ООО СМЦ «Приоритет» - Мотивация персонала - ключевой фактор менеджмента и Управление качеством в масштабах компании.

В семинаре принимали участие более 150 представителей компаний из различных регионов России, Украины, Казахстана, Киргизии и др. Около 50% участников - руководители высшего звена.

Особый интерес вызвал Клуб Качества Высших Менеджеров, в котором принимали участие: генеральный директор компании «Быстров» (С.В. Выходцев), генеральный директор «Московского перестраховочного общества» (Г.Н.Фидельман), руководитель промышленно-торгово-финансовой группы в г. Ижевске (Л.И.Каплан), генеральный директор ЗАО «Инструм-Рэнд» (В.Н. Сорокин), заместитель генерального директора ЗАО «Трек» (С.Б. Андреев), а также ведущие этого клуба С.С.Кощий и Ю.П.Адлер.

В ходе выступлений, дискуссий, Клуба Качества Высших менеджеров, мастер-классов, участники семинара пришли к твердому убеждению, что необходима быстрая реорганизация компаний, влекущая повышение качества продукции и услуг, снижение себестоимости, повышение производительности с целью достойного ответа на ожидаемый конкурентный вызов из-за рубежа.

По итогам работы участники семинара приняли следующее решение:

1. Признать, что модели управления качеством в рамках компании (CWQC), всеобщего менеджмента качества (TQM), модели делового совершенства, выраженные в критериях Европейской награды за качество, Премии Правительства РФ в области качества, Украинской национальной награды за качество могут эффективно применяться для реформирования компаний СНГ с целью повышения их конкурентоспособности и устойчивого развития.

2. Рекомендовать предприятиям и организациям использовать опыт применения TQM, CWQC, накопленный в Японии, США и европейских странах.

3. Рекомендовать научно-исследовательским институтам, университетам, консалтинговым компаниям развернуть работы по адаптации зарубежного опыта и развитию отечественных достижений в области TQM.

4. Признать, что ведущими компаниями России и Украины – победителями и призерами конкурсов в области качества – накоплен чрезвычайно ценный опыт и рекомендовать использовать его другим компаниям.

5. Отметить успехи компаний-участников семинара, победителей и призеров Европейского, Российского и Украинского конкурсов в области качества, таких как

ГМА “Борисполь” (Украина, г.Борисполь)

ОАО “Броварское дорожно-строительное управление № 50” (Украина, г. Бровары)

ЗАО «Инструм-РЭНД» (Россия, г.Павлово)

СП “Интерсплав” (Украина, Луганская обл.)

Машиностроительный завод (Россия, г. Электросталь)

ОАО «НИИМЭ и Микрон» (Россия, г.Зеленоград)

ООО “Сандора” (Украина, г.Николаев)

ЗАО «Трек» (Россия, г.Миасс)

ОАО “ФАРМАК” (Украина, г. Киев)

и др.

а). Одобрить опыт работ Российского Морского Регистра Судоходства, Межотраслевого центра качества “Прирост” (Киев), по применению моделей самооценки и продвижению идей TQM на территории России и стран СНГ.

б). Отметить разработки СМЦ «Приоритет» в области консультирования, тренинга, издательской деятельности, разработки программных продуктов в области TQM и рекомендовать их к широкому применению.

6. Рекомендовать ведущим российским и украинским компаниям принимать активное участие в Европейской системе признания достижений.

7. Рекомендовать активно изучать бизнес-модели, доказавшие свою эффективность.

8. Рекомендовать журналам «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества» подготовить серию публикаций по вопросам применения TQM, CWQC, управления на основе политики, статистического управления качеством и методам мотивации с целью увеличения числа компаний, делающих ставку на качество.

9. Рекомендовать Международной Гильдии профессионалов качества создать в ее рамках “Клуб качества высших менеджеров” СНГ с целью привлечения внимания руководителей компаний к возможностям TQM, обмена лучшим опытом, развития бенчмаркинга и, в целом, ускорения преобразования компаний.

10. Рекомендовать Правительству Нижегородской области:

а) развернуть работы по широкому внедрению принципов TQM в экономику области

б) переработать Положение о Премии губернатора в области качества, предусмотрев ее более полное соответствие с Премией Правительства РФ, а также с Европейской системой признания достижений.

11. Проводить семинар «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства» ежегодно в Нижнем Новгороде.

12. Выразить благодарность:

Проф. Й.Кондо за предоставленную возможность публикации его книг на русском языке, за прекрасные доклады и информационную поддержку, оказываемую российским компаниям;

Президенту УАК и МГПК П.Я.Калите за выдающиеся достижения в организации движения за качество украинских компаний и плодотворное сотрудничество с российскими организациями, работающими в области качества;

Правительству Нижегородской области за поддержку и внимание к работам в области качества;

РИА «Стандарты и качество» за постоянные усилия в развитии информационного и методического обеспечения организаций СНГ в вопросах качества, стандартизации, сертификации и метрологии;

Заместителю генерального директора Российского морского регистра судоходства С.С.Кощему и генеральному директору ООО СМЦ «Приоритет» В.А.Лапидусу за успешную организацию семинара.

См. информацию о семинаре Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства-1