Инструменты качества

Качество. Начнем сначала

Вадим Аркадьевич ЛАПИДУС
генеральный директор Группы Компаний «Приоритет»,
Академик Международной Академии Качества (IAQ),
доктор технических наук

 

Почему «Качество. Начнем сначала»?

К сожалению, надежда на то, что за 20 лет рыночного развития капитализма в Российской Федерации мы сумеем освоить понятие качества во всей его глубине и важности, и оно станет такой же неотъемлемой частью бизнеса, как производительность и эффективность, пока не оправдалась. Также мы должны признать, что и применение стандартов к системам менеджмента качества нас запутало. Сразу оговорюсь, что дело не в самих стандартах – это мы не захотели их правильно понять и правильно применить. Мы много говорим о процессном подходе, но крайне редко кто может объяснить, что он при этом имеет в виду. Наблюдаемое сегодня разочарование в стандартах ISO серии 9000, по-видимому, означает, что мы сбились с верного пути, а может быть, никогда на нем и не были.

Методы менеджмента качества /01 2019

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных обеспечению качества в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах. В данной публикации дается обзор методов «встроенного качества» [2], предназначенных не только для ВИС. Эти методы успешно применяются и в рамках одного предприятия, которое ведет разработку, подготовку производства и производство изделий сложной техники.

ИДЕЯ «ВСТРОЕННОГО КАЧЕСТВА»

Разработчики и изготовители сложной техники, состоящей из сотен и даже тысяч компонентов, давно осознали тот факт, что производство соответствующих компонентов и процесс их сборки (образование сложного изделия) должны быть практически безупречными, бездефектными. Ибо в первом приближении уровень дефектности сложного изделия равняется сумме уровней дефектности (несоответствий) по всем составляющим компонентам и операциям сборки [3]. На практике это означает следующее: если сложное изделие содержит, например, 2000 компонентов и операций сборки, а уровень несоответствий компонентов и операций сборки по каждому из ключевых (важных, ответственных) показателей качества составляет всего 10 ppm1
, то уровень несоответствий таких готовых изделий будет уже не менее 1% [3]. Причем далеко не все из этих дефектов могут быть сразу обнаружены в готовом изделии методами контроля, многие из них проявятся только на этапе эксплуатации.
Попытки снизить уровень несоответствий компонентов и готового изделия методами контроля при производстве почти всегда не дают успеха, так как контроль, особенно с участием человека, не способен «идеально очистить» поток продукции от несоответствий (дефектности). Особенно неэффективным контроль становится при низких уровнях несоответствий на входе контроля, что изображено... продолжение)

 

pdf Скачать статью целиком

 

   ,  
-
 


 
  
  -

   () — 
,
  ,  
.  
   
 

   !

 «
  
» [2], 
-

 
    
 . " !

 
#
!
   !
  
,   
 

 
  , 
    
   
-
 
 
    

Стандарты и качество № 5 (971) 2018 г.


Ключевые слова: IATF, система менеджмента качества, риски, управление знаниями, аудит второй стороны, автомобильная промышленность.

• Почему возникла необходимость пересмотра стандарта IATF 16949?
• Включает ли новый стандарт требования ISO 9001?
• Каковы особенности IATF 16949:2016?

В октябре 2016 года вышел новый стандарт IATF 16949 на системы менеджмента качества автомобильной промышленности (несколько позже вышла официальная русскоязычная версия документа). Все ведущие автосборочные предприятия ссылаются на данный документ, как требования к СМК (системам менеджмента качества) своих поставщиков. При разработке, IATF (международная целевая группа автомобильной промышленности) и ISO (всемирная организация по стандартизации) не смогли прийти к единому решению относительно общего документа, поэтому новый стандарт выпущен IATF и не включает требования ISO 9001. В соответствии со схемой перехода от предыдущей версии ISO/TS 16949, разработанной IATF все сертифицированные организации должны пройти ресертификацию до 14 сентября 2018 года. В связи с этим большое количество поставщики автомобильной промышленности начали активно готовиться к проведению ресертификации. В данной статье мы попытались обобщить наш опыт работы в качестве консультантов с предприятиями, изготавливающими продукцию для автомобильной отрасли.

Много вопросов вызывали требования нового стандарта ISO 9001, вышедшего в 2015 году, который лег в основу дополнительных требований к СМК поставщиков автомобильной отрасли. В первую очередь, сильно изменилась структура стандарт ISO 9001:2015, а во вторых, акцентируя внимание на предупреждении несоответствий, появились новые требования, касающиеся:
• определения внешних и внутренних факторов влияющих на достижение целей организации (среды организации);
• управления рисками на этапах планирования в процессах СМК;
• управления знаниями (опытом), необходимым для поддержания и улучшения системы менеджмента;
• управления несоответствиями в процессах жизненного цикла создания продукции;
• управления изменениями в системе менеджмента качества организации;
• и другие требования.
Структура стандарта ISO 9001:2015 теперь согласована со структурой высшего уровня, предусматривающей 10 разделов, которая была разработана Международной организацией по стандартизации (ISO), чтобы обеспечить гармонизацию с другими стандартами, устанавливающими требования или рекомендации к системам менеджмента организаций (в частности ISO 14001, ISO 45001 и др.).


Читать полную версию
 

Розенталь Р.М. - ведущий специалист по инженерным методам обеспечения качества. Консалтинговая компания ЗАО "Центр "Приоритет"

 
 

Сергей Сергеевич КОТОВ 
главный специалист ЗАО «Центр «Приоритет»

Любовь Владимировна КАСТОРСКАЯ 
ведущий специалист ЗАО «центр «Приоритет»

 

Способность управлять риском и вместе с тем вкус к риску,
расчетливому выбору являются ключевыми элементами той энергии, 
которая обеспечивает прогресс экономики.

П. Бернстайн. Против богов. Укрощение риска

 

В любой деятельности, в том числе при управлении процессами, необходимо принимать решения, которые должны привести к достижению наилучшего результата в минимальные сроки и с минимальными затратами. Лицо, принимающее решение, при выборе сталкивается с неопределенностью, из-за чего результат (даже, по ожиданиям, очень хороший) может оказаться неудовлетворительным. Одним из инструментов, которые позволяют выбрать оптимальное решение в ситуации неопределенности, является менеджмент риска.