Публикации
PRO Качество 17.05.19

Гуманизм в менеджменте

Статья Гуманизм 2

Тема человеческих отношений в бизнесе выходит на первое место во всем мире. Однако в России до сих пор нет ясной доктрины взаимоотношений работодателя, менеджера и наемного работника. Среди причин – особенности экономической модели, а также ментальность российских управленцев, основанная на презумпции недоверия к сотрудникам

Об актуальности вопроса

Тема гуманизма в российском менеджменте сейчас актуальна и обсуждаема. Отчасти потому, что у нас до сих пор нет понятной модели взаимоотношений работодателей и наемных работников. В советское время она была. Про права работников, в первую очередь, конечно, рабочих, их гегемонию, говорили тогда очень много, хотя в этом было и много лукавства. Сейчас же нет никакой, даже «кривой», доктрины. Про «гегемонов» стараются не вспоминать.

Сегодня у нас на пике популярности бережливое производство, где ярко выражена модель отношений работодателей и рабочих. Речь идет о пожизненном найме, об оплате труда, основанной на вкладе в совершенствование организации, о системе идеалов и ценностей, построенных на принципах уважения и признания. В этом отчасти кроется одна из причин популярности бережливого производства в РФ. Но, насколько я могу судить, мы не все знаем о том, как устроены трудовые отношения в Японии, что в этой стране на самом деле понимают под «тоётизмом». Сами японцы говорят о «трех столпах»: пожизненное трудоустройство, надбавки за выслугу лет и профсоюзы в рамках предприятий. Кстати, в отличие от американской и европейской модели, где профсоюзы организованы по отраслевому признаку.

Заметим, что немецкая система, называемая трипартизмом, тоже очень интересна с точки зрения модели отношений между работниками и руководством, так как основана на активном участии государства, корпораций и профсоюзов.

О причинах отсутствия модели взаимоотношений работодателя с работниками в России

В России до сих пор нет установленных, отработанных, осмысленных моделей отношений в менеджменте и бизнесе. Вероятно, причина в том, что наша экономическая и политическая системы в целом находятся в процессе трансформации – они не устоялись. У нас то ли рыночная, то ли «государственная» модель. Даже если принять тот факт, что система смешанная, не понятно, как должны взаимодействовать частные предприятия и госсектор, как осуществляется переход людей из частного в государственный бизнес, кто контролирует государственные предприятия. Все это требует осмысления. А значит, впереди неизбежны сложности трансформации, переход из старой социально-экономической системы – в какую-то новую, пока не очень понятную. Из-за страха перед непонятным будущим мы ищем опору в прошлом...  Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

Управление качеством: учебник/ Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с. – (Бакалавр)

Методы менеджмента качества /06 2019

Две «половинки» качества

Статья.Две половины качества

От чего зависят качество и успех любого продукта целенаправленной деятельности, рассматриваемой в самом широком смысле? Это может быть и новая продукция, выпускаемая на рынок, и новый курс учебных занятий, и новый стандарт предприятия или отрасли, и новый закон. Будет ли новый продукт с удовольствием востребован потребителями и обществом или даже при больших усилиях по его продвижению на рынок он не будет иметь успеха?

Для ответа на вопрос рассмотрим стадии создания продукта в виде двух «половинок». Первую назовем «Идея», а вторую —«Реализация» (рис. 1).Очевидно, что качество продукта будет безупречным и продукт будет востребован, если обе эти половинки будут идеальными, без недостатков. А если есть недоработки, непродуманные шаги на уровне «Идея» или несоответствия при реализации каких-либо ее элементов, то созданный продукт будет иметь ущербные свойства, недостатки для потребителей и других заинтересованных сторон. Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: ИД «Юриспруденция», 2009. – 104 с.

Дьяконов Д.В.

Директор московского офиса Группы компаний "Центр "Приоритет",
ведущий специалист