Поскольку по роду своей деятельности я близко связан с промышленными предприятиями, могу отметить, что в этом секторе экономики на сегодняшний день нет ни малейшего желания перенимать прогрессивный опыт, учиться и внедрять в производство новейшие научные разработки. И дело не в кризисе. Приведу докризисный пример.
По инициативе нижегородской администрации и торгово-промышленной палаты в 2007 году в Нижнем Новгороде был организован научно-технический форум с приглашением сотрудников известного немецкого «Общества Фраунгофера». Это - крупнейшая организация в области прикладных исследований и технических разработок в Европе, объединение 64 научно-исследовательских институтов Германии общей численностью 13 тысяч сотрудников. Они решают, в том числе, и конкретные задачи прикладного характера для промышленности. Форум был ориентирован специально на нашу автомобильную промышленность, поскольку Нижний Новгород до сих пор считается одним из центров российского автопрома. Более двенадцати крупных специалистов-исследователей приехали из Германии поделиться своим опытом и знаниями с нашими автомобилестроителями. Предполагалось, что перенимать опыт приедут специалисты из всего Приволжского округа. Рассказывали немцы об очень интересных разработках, которые финансируются у них 50% государством, а 50% - заказами от промышленности (BMW, Siemens, Bosch и т.д.), все это завтра будет работать в их автомобилях и другой технике и восхищать потребителей. Примерно 20% таких разработок заканчивается патентами. Тот, кто заказал такую разработку и в результате получил патент, применяет эту новинку и имеет преимущество перед конкурентами, так как он защищен законом. И немцы были готовы принять заказы от нашей промышленности.
А в результате - гостей из Германии и журналистов на этом форму в сумме оказалось больше, чем представителей от нашей промышленности. В такие моменты бывает стыдно за отечество.
Выход, что не хотят наши владельцы и директора предприятий получать и использовать новые знания, не хотят ориентировать на это своих подчиненных. А без новых разработок и знаний модернизация чего бы то ни было невозможна.
Вспомним российскую историю. Кто из русских царей особенно отличался в развитии и укреплении мощи государства Российского? Большинству на ум приходит Петр 1. Он не только сам овладевал новыми ремеслами, знаниями, но и заставлял боярских детей учиться за границей и перенимать зарубежный опыт. Возможно, его методы по современным меркам покажутся несколько жесткими, но результат был налицо.
Именно во времена правления Петра 1 Россия сделала стремительный рывок в развитии. Историю нельзя игнорировать, а значит, необходимо учиться управлять, перенимать прогрессивные методы, и не только в части ведения бизнеса, но и в технике. Нужно не только жить за счет использования технических и человеческих ресурсов предприятия, но и развивать их.
Сегодня же в нашем государстве на уровне законодательства, а тем более, на уровне его исполнения, нет достаточной мотивации для предпринимателей, собственников бизнеса внедрять новые прогрессивные методы в технике и менеджменте.
Кто сегодня в современном цивилизованном мире бизнеса считается хорошим управленцем? Тот, кто имеет четкие показатели функционирования предприятия (и далеко не только «денежные») регулярно отслеживает их, и в соответствии с целевыми установками вводит необходимые коррекции в деятельность предприятия.
У нас же анализы таких показателей (кроме «денежных») просто игнорируются, а зачастую вообще никаких показателей кроме «быстрых денег» не существует. О каком же управлении в таком случае можно говорить? Ведь деньги как таковые, если они являются основным и едва ли не единственным критерием, очень опасны, они ведут, как правило, к деградации.
По аналогии, если семью сравнить с предприятием, с бизнесом, то зачем, например, учить детей? Ведь это большие расходы, головная боль и т.п. А приведет ли это к дальнейшему росту и экономическому процветанию семьи? Да, приведет, но заметьте, не сразу, не «к завтрашнему утру», и только если это будет хорошее обучение и качественные знания, а не просто «модные» дипломы. Значит, уровень знаний и практических умений - это один из важнейших показателей деятельности.
Менеджмент, ориентированный на систематический и долговременный успех, как раз и должен управлять путем разумного выбора ряда необходимых показателей (критериев) и их мониторинга в соответствии с установленными целями по этим показателям. Тогда придут и деньги, желаемое всеми «экономическое процветание», но только как результат этой деятельности.
Розно М.И., "Стратегия бизнеса" N2(52) март 2010
Розно М.И., "Стратегия бизнеса" N2(52) март 2010
Розно М.И., журнал "Стратегия бизнеса" N2(52) март 2010