Лауреат 7-го Международного Турнира по качеству
   стран Центральной и Восточной Европы в номинации
«Малые и средние компании»
 


База знаний

Николаева А.Г., "Стандарты и качество" №7, 2010

Николаева Анна Георгиевна ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Николаева А.Г.
Старший специалист ЗАО «Центр «Приоритет»
 
Одним из вариантов вовлечения работников в решение производственных задач - наиболее трудно реализуемого принципа стандартов ИСО серии 9000 - служит технология коучинга, на протяжении нескольких десятилетий успешно применяемая в менеджменте зарубежных компаний.
 
Коучинг зародился в спорте, став развитием классической профессии тренера. традиционно основная задача трениро­вок состояла в непрерывном увеличении физической на­грузки для спортсмена. Однако постепенно стало приходить понимание, что нередко «соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки». 1 Тренер становится «коучем», когда может помочь спортсмену научиться побеждать обоих соперников. Снижение душевных волнений, мешающих игре, дает возможность природным способностям спортсмена проявить себя в полную силу.
за рубежом возможности применения коучинга в менедж­менте стали обсуждаться в 1950-х гг. В современном понима­нии «коуч» - это человек, помогающий другим людям полу­чить желаемый результат. Основой коучинга является струк­турированный и целенаправленный диалог, а одним из глав­ных инструментов - открытые вопросы, начинающиеся со слов «что, где, как» и т.д. и не предполагающие стандартного ответа. 2
Применение коучинга особо эффективно в случаях, когда требуется:
  • повысить ответственность сотрудников и их мотивацию к достижению цели;
  • преодолеть сопротивление сотрудников изменениям;
  • разработать и реализовать проекты по улучшению;
  • рассмотреть поставленные задачи с разных точек зрения и выявить возможности их решения;
  • выявить и преодолеть внутренние барьеры, мешающие раскрытию потенциала сотрудников;
  • усовершенствовать существующие и развить новые навы­ки у сотрудников;
  • развить потенциал команды.
В процессе работы над этими вопросами необходимо управлять их обсуждением. Практика показывает, что можно выделить несколько типичных проблем, с которыми сталки­вается «коуч» во время такого обсуждения:
  • уход участников от заданной темы обсуждения;
  • навязывание своего мнения (особенно со стороны пред­ставителей топ-менеджмента);
  • попытки избегания ответственности и перекладывание ра­боты друг на друга.
Кроме решения этих проблем «коуч» должен постоянно обеспечивать поддержку участников на каждой встрече и признание достигнутых ими успехов, что мотивирует со­трудников к дальнейшей активной деятельности по достиже­нию поставленных целей. на практике результатами приме­нения коучинга могут служить улучшения таких параметров, как производительность труда, издержки на хранение и транспортирование, время переналадки оборудования.
Важно отметить тесную связь коучинга как технологии, ориентированной на развитие человеческого потенциала, с развитием лидерства. так, в проекте стандарта иСО 10018 «Системы менеджмента качества. Руководство по вовлече­нию и компетенции персонала» отмечается: «Лидер, как пра­вило, должен обладать компетенциями в планировании, ком­муникациях и коучинге».
Можно ожидать, что в практике российского менеджмента коучинг в ближайшее время будет развиваться очень интен­сивно. Это связано в том числе и с кризисными явлениями: когда ограничены возможности привлечения заемных средств и знания, умения, опыт сотрудников фактически ста­новятся единственным ресурсом для развития. инвестиции в развитие человеческого капитала с помощью коучинга яв­ляются весьма выгодными, ведь, согласно оценкам, вложе­ния в коучинг возвращаются в шестикратном размере.
 
 
1. Высказывание Тимоти Гэллвея (Timothy Gallwey) - педагога-теоретика гарвардского университета, теннисиста, автора концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга.
2. CWA 14924-2:2004 «Европейское руководство по наилучшей практике ме­неджмента знаний. Ч. 1».
 
Николаева А.Г., "Стандарты и качество" №7, 2010

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить