Л.В. Касторская, С.С. Котов, Е.В. Чуклина
Приоритетные методы улучшений
О ПОДХОДЕ
Часто обучение в компаниях оторвано от стратегических целей бизнеса, не учитывает потребности командной работы и дальнейшего применения знаний, недостаточно гибкое по содержанию, продолжительности и форматам. Эти проблемы решаются при переходе на компетентностный подход, в котором основным инструментом является модель компетенций. Она как навигатор помогает определить ключевые знания, навыки и личностные качества («мягкие навыки»), необходимые для успешного выполнения работы и/или роли (например, руководитель проекта по улучшению качества, участник команды 8D и т. д.).
Модель компетенций часто используется для поиска новых сотрудников, аттестации, формирования кадрового резерва, но особо актуальна для целей планирования обучения и дальнейшего эффективного использования полученных знаний в условиях кадрового голода.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ
Формирование программ обучения, например, в области качества, на основе модели компетенций приносит следующие выгоды:
- соответствие программ стратегии бизнеса;
- снижение количества разрозненных тренингов;
- наличие индивидуальных целенаправленных планов развития каждого сотрудника;
- практическая применимость полученных знаний в рабочих процессах;
- понятная связь между обучением, улучшениями в работе и карьерным ростом;
- готовность сотрудников к новым ролям.
Системный подход в применении модели компетенций способствует устойчивости бизнеса, повышению качества продукции, удовлетворенности потребителя, а также помогает осуществлять запланированные преобразования.
ПРОБЛЕМА
В одной организации машиностроительной отрасли за последние несколько лет существенно увеличились потери от брака, и на 2021 год была поставлена задача снизить уровень несоответствий с 7,3% до 2% и повысить удовлетворенность потребителя до 95%. Более того, один из ключевых потребителей включил в свои требования применение таких методов улучшений, как статистическое управление процессами (SPC), анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), методов решения проблем и др.
В соответствии с бюджетом и планами обучения было решено обучить трех сотрудников службы качества, которые в дальнейшем должны были выполнять роль лидеров проектов по улучшению.
На первых же встречах с командами улучшений обученные сотрудники столкнулись со следующими проблемами:
- непониманием остальными сотрудниками терминологии и подходов («птичьего языка»), что затрудняло создание команд;
- недостоверностью данных из-за опасений быть «разоблаченными», что приводило к неверным выводам;
- формализмом в использовании новых методов другими сотрудниками, без глубокого понимания их сути, что создавало лишь дополнительную нагрузку на персонал.
Нереалистичные ожидания руководства, что 3 сотрудника смогут изменить ситуацию в организации, применив «волшебную таблетку», привели к разочарованию и снижению мотивации.
РЕШЕНИЕ
На встрече с консультантами директор по качеству обратился с вопросом: «Что мы делаем не так?». По результатам совещания были запланированы изменения в процессе подготовки персонала и организации проектов по улучшению. По итогам были выполнены следующие шаги:
- сформирована команда руководителей (директор по качеству, руководители функциональных подразделений), ответственных за дальнейшее применение полученных знаний;
- разработаны профили компетенций на основании стратегических задач (табл. 1) для конструкторов, технологов, специалистов отдела закупок, производства и других специалистов, влияющих на качество. Особое внимание при их разработке было уделено роли сотрудников при выполнении проектов по улучшениям (руководитель, участник);
- составлен план проектов по улучшениям;
- уточнен план по обучению, основанный на списке потенциальных участников проектов по улучшениям, а также на общемировой практике необходимого количества персонала с определенными компетенциями (табл. 2);
- проведено целевое обучение всех задействованных в проектах сотрудников по базовым компетенциям силами подготовленных внутренних тренеров. Это обеспечило понимание всеми участниками проектов своих задач, роли, а также снизило расходы на внешнее обучение;
- разработаны внутренние процедуры, определяющие порядок обучения сотрудников (сколько человек, кого именно, чему и c какой периодичностью обучать) и оценки эффективности обучения, а также применения полученных сотрудниками компетенций, включая рекомендации по организации и выполнению проектов по улучшению качества.
Таблица 1
Профиль компетенций на примере технологической службы (на основе ГОСТ Р ИСО 13053.1 и ГОСТ Р 57523)
Обозначения: 1 — базовая компетентность; 2 — изучение и получение первоначальных умений; 3 — углубленное обучение с выполнением проектов по улучшению.
Таблица 2
Пример расчета потребности в компетенциях
РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация нового подхода к обучению принесла следующие результаты:
- Экономический эффект. Количество успешных проектов по улучшению качества удвоилось, уровень потерь от несоответствий снизился на величину, в 7 раз превышающую затраты на обучение.
- Рост вовлеченности сотрудников. Анкетирование показало, что 55% сотрудников стали активнее участвовать в командной работе, 82% — больше уделять внимания вопросам качества.
- Число предложений по улучшению за год выросло в 2,3 раза, причем 78% из них были реализованы. Сотрудники отмечают позитивные изменения в рабочих процессах.
- Успешно пройден аудит потребителя, и в системе оценки потребителя организация перешла из желтой зоны в зеленую.
Систематизация процесса обучения через использование модели компетенций позволила организации также улучшить культуру качества, и расходы на обучение стали инвестициями с возвратом.
Программы обучения по теме:
- Статистические методы контроля качества и управления процессами
- Анализ видов и последствий отказов (FMEA), издание AIAG и VDA 2019 г.
- Введение в методы анализа данных и решения проблем
Книги по теме:
- Пора заняться техпроцессом. У Вас проблемы в производстве? // Розно М.И., Касторская Л.В. 3-е издание дополненное - Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2019. - 61 с.
- Методология решения проблем: этапы, инструменты, примеры // Розно М.И., Касторская Л.В.- Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2019. - 154 с.
- Методология предупреждения отказов на этапах проектирования продукции, разработки технологических процессов и серийного производства продукции.// Кочетков Е.П., Шашков В.В. - Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2010. - 68 с.продукции, разработки технологических процессов и серийного производства продукции.// Кочетков Е.П., Шашков В.В. - Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2010. - 68 с.
- Также, рекомендуем руководства AIAG:
- SPC
- MSA
- PPAP
- FMEA
По вопросам приобретения руководств просьба обращаться к менеджеру по продажам Королёвой Елизавете Юрьевне books@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79100572353.