Лауреат 7-го Международного Турнира по качеству
   стран Центральной и Восточной Европы в номинации
«Малые и средние компании»
 


База знаний

Глазунов А.В. "Стратегия бизнеса" № 47, 2009

Глазунов Александр ВикторовичДля всех ли кризис одинаков?

А.В. Глазунов


Для ясного  понимания процессов, происходящих в российских компаниях, важно разобраться в целом спектре накопившихся проблем. В большинстве случаев вопросы эффективного управления и качества необходимо решать с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия

Новая модель организации производства


Проблема производственных компаний заключается в стилях и подходах к менеджменту, превращающих вложенные ценности (в виде денег и материалов) в потери, излишние и ненужные действия, перемещения и т.д. Даже если сегодня появятся новые идеи, и они будут реализовываться на производстве постсоветскими методами, то мы опять не сможем выстоять перед напором более ловких и производительных участников бизнеса на Западе. Как мне представляется, у современного менеджмента есть несколько проблем. Довольно большое количество менеджеров имеют неплохое западное образование в области менеджмента MBA и прочие степени. Однако среда, в которой естественно применение этих знаний, находится на Западе. В России – другие отношения, как внутри предприятия, так и с государством и между компаниями. Не всегда применение западных знаний и навыков дает хороший результат. С другой стороны, есть много предприятий, в которых по-прежнему доминируют постсоветские подходы к управлению. Эта «какофония менеджмента» делает ситуацию в прямых производственных отношениях совершенно непрогнозируемой, неуправляемой. Руководители предприятий опираются скорее на интуицию, чем на здравый расчет, долгосрочные принципы, ценности и категории. Безусловно, быстро перестроить те огромные предприятия, которые достались нам от советских времен, очень сложно, а порой и невозможно. Есть мнение, что их нужно раздробить и создать мелкие производства, которые более мобильны. Но проблема – в самой постановке вопроса: как раздробить? Где найти человека с нейтральными интересами, который правильно разделит гигантское производство на мелкие компании, соединив их надлежащим образом? Естественно, так не происходит. Любой бизнес, большой или малый, государственный или частный, находится в зоне чьих-то интересов. Управляющие бизнесом зачастую занимаются реализацией личных интересов. Поэтому применять к российскому бизнесу только экономические модели недостаточно, необходимы также и политические решения. Нужна ясная и четкая модель переустройства производства, чтобы в России сформировался иной подход, а для этого нужно время. Политическая составляющая может либо способствовать этому процессу, либо препятствовать. В стране должны появиться управленцы, которые сформируют нормальную среду в виде нормальных регламентов, правил, решений, способов бюджетирования, прозрачного распоряжения текущими деньгами государства. Такие люди смогли бы правильно смоделировать экономические процессы. В этом случае к следующему кризису, который, хотим мы того или нет, обязательно придет, мы будем более подготовленными. А в этом кризисе остается опираться лишь на существующие возможности.  

Найти слабое звено



Очень важно для компаний уточнить, какого рода кризис произошел на данном предприятии. Довольно часто говорят: «Мы в кризисе», не уточняя, что имеется в виду. Нельзя искать рецепты для лечения того, что не определено, нужно потратить время и определить составляющие кризиса внутри предприятия и за его пределами. Если предприятия говорят об отсутствии средств, нужно уточнить: а сколько их действительно необходимо. Сложная экономическая ситуация должна заставить предпринимателей провести инвентаризацию своего бизнеса. Решить, сколько нужно средств, чтобы произвести необходимое количество денег, чтобы чувствовать себя успешным предпринимателем. Можно производить большие объемы продукции, вовлекать большие операционные средства, но иметь очень низкую эффективность и рентабельность; а можно создать производство, которое требует меньшие оборотные средства и, тем не менее, дает хорошую прибыль. Во многих случаях заявленная необходимость в привлечении заемных средств значительно превышает реальную потребность в них. На многих предприятиях кредитов нужно в два-три раза меньше, где-то можно обойтись и вовсе без них. Это вопросы индивидуального подхода и изучения экономической ситуации на конкретном предприятии. Если вы заходите в цех и видите, что на складах и стеллажах лежит продукция на многие миллионы рублей в виде незавершенного производства, то это и есть деньги, которые требуются предприятию в виде заемных средств. Если же ситуация обратная – на складах отсутствует готовая продукция, - то такому предприятию нужно в несколько раз меньше кредитных средств, а, возможно, и не нужно вовсе. Таким образом, необходимо четко определить, в чем состоит кризис конкретной компании: в системе, которая не позволяет взять необходимое количество кредитов на приемлемых условиях, или же он внутри предприятия, требующего излишних операционных средств, без которых вполне можно обойтись на данном производстве.


Мотивация бизнеса  


Динамика развития экономики определяется растущими компаниями. Сегодня в России чрезвычайно мало компаний, нацеленных на развитие. Этому есть свои причины. Если речь идет о мотивации роста бизнеса, то первым шагом на этом пути должно быть устранение барьеров и препятствий. На сегодняшний день их количество, острота их влияния на выбор решения таковы, что, как бы мы ни стимулировали рост предприятий, доминировать будет все же отношение к препятствиям. Если бы сегодня удалось изменить эту  ситуацию – уменьшить в несколько раз долю таких преград и барьеров путем изменения законодательства, налогообложения, - то тогда можно было бы говорить о стимулировании развития и роста бизнеса в России.


«Стратегия бизнеса» №47, 2009

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить