Решение семинара
«Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства - 1»
1-й международный семинар17-19 сентября 2002 года |
За последние несколько лет в России ситуация стремительно изменилась. Это выражается в следующем:
заканчиваются временные ресурсы, снижающие уровень конкуренции наших компаний с зарубежными, такие как дешевый рубль, отрицательный имидж России в глазах зарубежных инвесторов, минеральные ресурсы; | |
возникает необходимость увеличения доли экспорта высокотехнологичных отраслей; | |
более определенными становятся отношения собственников и наемных менеджеров; | |
настала необходимость двигаться от низких уровней переработки к более высоким уровням и высоким технологиям. |
Россия и страны СНГ стоят перед выбором: либо принимать вызов мировых экономических центров и осваивать правила ведения бизнеса и управления организацией, принятые в лучших компаниях мира, либо как можно дольше стараться защитить себя от конкуренции с западными компаниями с помощью таможенных барьеров, плохого инвестиционного климата и т.п.
Участники семинара, проходившего 17-19 сентября 2002 года, считают, что у России, в сущности, нет выбора. Это влечет необходимость решительных изменений в организации бизнеса, в умении управлять, в системах менеджмента, мотивации и т.д.
Основной ресурс проведения изменений – люди, человеческий ресурс. Необходимо обращение к ним в двух аспектах:
Построение эффективных организаций | |
Мотивация к высококачественному, интенсивному и творческому труду |
Целью международного семинара Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства, прошедшего в г. Кстово, было рассмотреть возможность использования методов всеобщего менеджмента качества (TQM), моделей ИСО серии 9000, Европейской, Российской моделей, принципов управления качеством в масштабах компании (CWQC), статистического управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов для развития российских компаний и выхода их на международный уровень.
Основными организаторами семинара были Российский Морской Регистр Судоходства и ООО СМЦ «Приоритет», при участии Технического Совета по присуждению Премий Правительства РФ в области качества, Международной Гильдии профессионалов качества, Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, Государственного университета Высшая Школа Экономики (Нижегородский филиал), Украинской Ассоциации Качества (Киев) при поддержке Правительства Нижегородской области и РИА «Стандарты и качество».
Семинар проводили ведущие специалисты России и Украины – представители компаний-организаторов, руководители компаний, добившихся успехов в европейских и российских конкурсах в области качества. В числе докладчиков были члены Международной Гильдии профессионалов качества такие, как Ю.П. Адлер, А.В. Глазунов, П.Я. Калита, С.С Кощий, В.А. Лапидус, В.Е. Швец и другие.
Одним из основных докладчиков был президент Международной Академии качества, профессор Йосио Кондо, сделавший презентацию двух своих книг, изданных на русском языке ООО СМЦ «Приоритет» - Мотивация персонала - ключевой фактор менеджмента и Управление качеством в масштабах компании.
В семинаре принимали участие более 150 представителей компаний из различных регионов России, Украины, Казахстана, Киргизии и др. Около 50% участников - руководители высшего звена.
Особый интерес вызвал Клуб Качества Высших Менеджеров, в котором принимали участие: генеральный директор компании «Быстров» (С.В. Выходцев), генеральный директор «Московского перестраховочного общества» (Г.Н.Фидельман), руководитель промышленно-торгово-финансовой группы в г. Ижевске (Л.И.Каплан), генеральный директор ЗАО «Инструм-Рэнд» (В.Н. Сорокин), заместитель генерального директора ЗАО «Трек» (С.Б. Андреев), а также ведущие этого клуба С.С.Кощий и Ю.П.Адлер.
В ходе выступлений, дискуссий, Клуба Качества Высших менеджеров, мастер-классов, участники семинара пришли к твердому убеждению, что необходима быстрая реорганизация компаний, влекущая повышение качества продукции и услуг, снижение себестоимости, повышение производительности с целью достойного ответа на ожидаемый конкурентный вызов из-за рубежа.
По итогам работы участники семинара приняли следующее решение:
1. Признать, что модели управления качеством в рамках компании (CWQC), всеобщего менеджмента качества (TQM), модели делового совершенства, выраженные в критериях Европейской награды за качество, Премии Правительства РФ в области качества, Украинской национальной награды за качество могут эффективно применяться для реформирования компаний СНГ с целью повышения их конкурентоспособности и устойчивого развития.
2. Рекомендовать предприятиям и организациям использовать опыт применения TQM, CWQC, накопленный в Японии, США и европейских странах.
3. Рекомендовать научно-исследовательским институтам, университетам, консалтинговым компаниям развернуть работы по адаптации зарубежного опыта и развитию отечественных достижений в области TQM.
4. Признать, что ведущими компаниями России и Украины – победителями и призерами конкурсов в области качества – накоплен чрезвычайно ценный опыт и рекомендовать использовать его другим компаниям.
5. Отметить успехи компаний-участников семинара, победителей и призеров Европейского, Российского и Украинского конкурсов в области качества, таких как
ГМА “Борисполь” (Украина, г.Борисполь) | |
ОАО “Броварское дорожно-строительное управление № 50” (Украина, г. Бровары) | |
ЗАО «Инструм-РЭНД» (Россия, г.Павлово) | |
СП “Интерсплав” (Украина, Луганская обл.) | |
Машиностроительный завод (Россия, г. Электросталь) | |
ОАО «НИИМЭ и Микрон» (Россия, г.Зеленоград) | |
ООО “Сандора” (Украина, г.Николаев) | |
ЗАО «Трек» (Россия, г.Миасс) | |
ОАО “ФАРМАК” (Украина, г. Киев) |
и др.
а). Одобрить опыт работ Российского Морского Регистра Судоходства, Межотраслевого центра качества “Прирост” (Киев), по применению моделей самооценки и продвижению идей TQM на территории России и стран СНГ.
б). Отметить разработки СМЦ «Приоритет» в области консультирования, тренинга, издательской деятельности, разработки программных продуктов в области TQM и рекомендовать их к широкому применению.
6. Рекомендовать ведущим российским и украинским компаниям принимать активное участие в Европейской системе признания достижений.
7. Рекомендовать активно изучать бизнес-модели, доказавшие свою эффективность.
8. Рекомендовать журналам «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества» подготовить серию публикаций по вопросам применения TQM, CWQC, управления на основе политики, статистического управления качеством и методам мотивации с целью увеличения числа компаний, делающих ставку на качество.
9. Рекомендовать Международной Гильдии профессионалов качества создать в ее рамках “Клуб качества высших менеджеров” СНГ с целью привлечения внимания руководителей компаний к возможностям TQM, обмена лучшим опытом, развития бенчмаркинга и, в целом, ускорения преобразования компаний.
10. Рекомендовать Правительству Нижегородской области:
а) развернуть работы по широкому внедрению принципов TQM в экономику области
б) переработать Положение о Премии губернатора в области качества, предусмотрев ее более полное соответствие с Премией Правительства РФ, а также с Европейской системой признания достижений.
11. Проводить семинар «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства» ежегодно в Нижнем Новгороде.
12. Выразить благодарность:
Проф. Й.Кондо за предоставленную возможность публикации его книг на русском языке, за прекрасные доклады и информационную поддержку, оказываемую российским компаниям; | |
Президенту УАК и МГПК П.Я.Калите за выдающиеся достижения в организации движения за качество украинских компаний и плодотворное сотрудничество с российскими организациями, работающими в области качества; | |
Правительству Нижегородской области за поддержку и внимание к работам в области качества; | |
РИА «Стандарты и качество» за постоянные усилия в развитии информационного и методического обеспечения организаций СНГ в вопросах качества, стандартизации, сертификации и метрологии; | |
Заместителю генерального директора Российского морского регистра судоходства С.С.Кощему и генеральному директору ООО СМЦ «Приоритет» В.А.Лапидусу за успешную организацию семинара. |
См. информацию о семинаре Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства-1
None