Якунин Владимир Иванович,
президент ОАО «РЖД»:
«В настоящее время в компании идет подготовка высококлассного управленческого аппарата, который проводит реформирование железнодорожного транспорта. Обучение касается всех без исключения: президента и вице-президентов компании, членов правления. Мы завершаем защиту хорошо отработанных и глубоко осознанных предложений, направленных на реформирование всей системы управления «РЖД». По мнению тех, кто оценивает эти проекты, большая их часть находится на уровне научного обоснования новой системы управления в процессе реформирования компании. <…>
Это не просто профессиональная подготовка и передача определенной суммы знаний. Это курс, который на базе новых знаний формирует новых управленцев. <…>
От того, насколько глубоко мы все вместе сможем осознать основные массовые плюсы управления самой крупной в России и одной из крупнейших в мире компаний, зависит по большому счету судьба каждого из нас. Мы должны относиться к этому как к жизненно важной необходимости – получить хорошие знания и подняться до уровня предъявляемых требований».
Лапидус Борис Моисеевич,
старший вице-президент ОАО «РЖД»:
«Железная дорога действительно была полувоенной организацией, к корпоративным методам управления ее руководители не привыкли. Поэтому нам пришлось даже не обучать менеджмент, а делать из начальников лидеров. Для этого внедряется система менеджмента качества на основе лидерства. Сформировали идеологию, функциональную стратегию и систему каскадного обучения. Обучаются все, начиная с президента компании. <…>
Мы разделили менеджмент ОАО РЖД на шесть уровней. Первый – идеологи качества – президент и вице-президенты. Дальше руководители качества – начальники департаментов и крупных филиалов, в том числе железных дорог. Третий — директора качества – замначальников дорог, которые отвечают за конкретные направления деятельности. Четвертый – менеджеры качества – начальники отделений. Пятый – мастера качества – начальники линейных предприятий. Шестой – инспекторы качества – сотрудники, которые будут на предприятиях проводниками идеологии качества на рабочих местах. Эта система охватывает абсолютно всех руководителей.
Каждый этап обучения заканчивается проектом улучшения деятельности своего направления, который менеджер разрабатывает на основе полученных знаний и защищает на серьезной комиссии. Эти проекты становятся ячейками общей программы преобразований в компании. Мы делаем прививку лидерства всем начальникам. Показываем, что лидер – это человек, который знает не только технологию, но и психологию, и экономику, и методы прогнозирования и анализа, что очень важно».
Степов Виктор Васильевич,
начальник Октябрьской железной дороги:
«Для вовлечения персонала в процесс управления качеством необходимо уйти от репрессивных методов, основанных на поиске виновных и наказаниях исполнителей. Задачи отдельных сотрудников должны быть максимально приближены к общим целям. Между прочим, согласно концепции системы управления качеством, 96 процентов ответственности лежит на руководителе и лишь четыре – на исполнителе».
«Для построения качественно новой системы весь аппарат управления дороги и аппарат управления отделения дороги прошел специальный курс каскадного обучения в рамках проекта «Лидерство как система. Школа лидерства». <…>
На первом каскаде обучения курс лекций прошли первые руководители дороги. Второй каскад обучения был организован для менеджеров высшего и среднего звена. По окончании всем участникам были вручены сертификаты с почетным званием «менеджер качества». Для некоторых сотрудников это обучение стало волшебным возвращением в студенческие годы, когда мало времени, знаний тоже «не вагон», но курсовые работы писать надо, не говоря уже об экзаменах. Другие восприняли это как должное и выполняли приказ, чтобы усовершенствоваться и повысить свою квалификацию. Подобный подход к обучению создает условия для реализации одного из главных принципов системы управления качеством – вовлеченности работников всех уровней управления в процесс совершенствования качества работы ОАО «РЖД».
«Презентация и завершение первого этапа внедрения СМК на магистрали показали, что мы на верном пути и последовательно продвигаемся вперед. Решение вопросов мотивации, текущего содержания и ремонта пути, метрологического обеспечения ремонта и техобслуживания тягового подвижного состава, реструктуризации локомотивного хозяйства, сокращения эксплуатационных расходов и других, поднятых в функциональных проектах, имеет для нас, да и для компании в целом, первостепенное значение и позволит выйти на новый уровень развития».
Яковлева Александра Евгеньевна,
заместитель начальника Октябрьской железной дороги
по управлению качеством и маркетингу:
«Реализация этой концепции (внедрения СМК) существенно меняет не только систему качества, но и всю систему административного управления. Это сложный, трудоемкий и длительный процесс, он требует личного участия руководителя и всего персонала. Практика показала, что наибольшее количество проблем вызвано так называемым человеческим фактором. Рядовые сотрудники, за редким исключением, встречают перемены в штыки. Почему? Меняются привычные правила работы. Вдобавок очень часто работа по внедрению СМК является дополнительной нагрузкой к основным обязанностям, а в качестве мотивации используется административно-командный механизм. Поэтому главной трудностью было изменение психологии людей. Для этого на магистрали были организованы семинары и цикл лекций на тему введения в систему менеджмента качества. Сейчас проходит каскадное обучение в рамках проекта «Лидерство как система. Школа лидерства».<…>
В ходе этой учебы слушатели разрабатывают и защищают функциональные проекты по повышению эффективности железнодорожного транспорта с перспективой реализации. <…>
Такой подход к обучению создает условия для реализации одного из самых главных принципов СМК – вовлечения работников всех уровней управления в процесс совершенствования работы. И по мере того, как система начинает нормально функционировать, отношение персонала к ней меняется. Сотрудники убеждаются, что работать по четко прописанным правилам гораздо легче. Каждый знает свое место в общей цепочке и отвечает за конкретный участок, а все процессы становятся прозрачными».
«Было проведено каскадное обучение для руководителей и специалистов по теме «Лидерство как система. Школа лидерства», организованы выездные тематические семинары на линейных предприятиях. В рамках этой учёбы только в 2008 году слушатели защитили 224 функциональных проекта, из которых 27 приняты к работе с расчётным экономическим эффектом более 270 миллионов рублей».
Курочкин Алексей Евгеньевич,
начальник службы технической политики
Северной железной дороги:
«Железнодорожники продемонстрировали использование статистических методов анализа и инструментов управления качеством, применение навыков курса обучения системе менеджмента качества и лидерства на практике. Многие работы заслуживают особого внимания и находятся в стадии реализации».
Захарова Екатерина Михайловна,
дежурная по станции Февральск Тындинского отделения
Дальневосточной железной дороги:
«Обычно мы проходим обучение техническим дисциплинам, изучаем различные устройства, проходим инструктаж по охране труда и технике безопасности, а здесь совершенно иные знания. Конечно, это интересно, после курсов у нас несколько изменилось мировоззрение. Теперь мы поняли, что многое нам по силам, главное – работать в команде, более динамично, творчески и тогда можно достичь успеха. Особенно понравились дискуссии, когда коллеги высказывали свое видение решения организационных вопросов, а преподаватель предлагал альтернативу. Безусловно, подобные тренинги нам необходимы, и очень хорошо, что в них задействованы и специалисты с линейных станций».
Лидерство как система // Портал региональных корпоративных газет, новости от 23.01.2009
Прививка лидерства – всем начальникам // Приложение к газете "Коммерсантъ", №90 (3907), 28.05.2008
Первые дипломы получили идеологи СМК // Октябрьская магистраль, 07/04/2007, № 13 (14057)
Предновогодняя защита // Октябрьская магистраль, 29/12/2007, № 51 (14095)
Сертификация позволяет сделать резкий рывок вперед // Территория бизнеса, 2008. №3(18), с.23-26
СМК – пропуск на мировой рынок // Октябрьская магистраль, №24(14119), 28/06/2008
От теории к практике // Октябрьская магистраль, новости от 26/10/09
Стали настоящими лидерами // Северная магистраль, новости от 01/06/2009
Взгляд другого уровня // Дальневосточная магистраль, новости от 24/10/2010