ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Николаева А.Г.
Старший специалист ЗАО «Центр «Приоритет»
Одним из вариантов вовлечения работников в решение производственных задач - наиболее трудно реализуемого принципа стандартов ИСО серии 9000 - служит технология коучинга, на протяжении нескольких десятилетий успешно применяемая в менеджменте зарубежных компаний.
Коучинг зародился в спорте, став развитием классической профессии тренера. традиционно основная задача тренировок состояла в непрерывном увеличении физической нагрузки для спортсмена. Однако постепенно стало приходить понимание, что нередко «соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки».1 Тренер становится «коучем», когда может помочь спортсмену научиться побеждать обоих соперников. Снижение душевных волнений, мешающих игре, дает возможность природным способностям спортсмена проявить себя в полную силу.
за рубежом возможности применения коучинга в менеджменте стали обсуждаться в 1950-х гг. В современном понимании «коуч» - это человек, помогающий другим людям получить желаемый результат. Основой коучинга является структурированный и целенаправленный диалог, а одним из главных инструментов - открытые вопросы, начинающиеся со слов «что, где, как» и т.д. и не предполагающие стандартного ответа.2
Применение коучинга особо эффективно в случаях, когда требуется:
- повысить ответственность сотрудников и их мотивацию к достижению цели;
- преодолеть сопротивление сотрудников изменениям;
- разработать и реализовать проекты по улучшению;
- рассмотреть поставленные задачи с разных точек зрения и выявить возможности их решения;
- выявить и преодолеть внутренние барьеры, мешающие раскрытию потенциала сотрудников;
- усовершенствовать существующие и развить новые навыки у сотрудников;
- развить потенциал команды.
В процессе работы над этими вопросами необходимо управлять их обсуждением. Практика показывает, что можно выделить несколько типичных проблем, с которыми сталкивается «коуч» во время такого обсуждения:
- уход участников от заданной темы обсуждения;
- навязывание своего мнения (особенно со стороны представителей топ-менеджмента);
- попытки избегания ответственности и перекладывание работы друг на друга.
Кроме решения этих проблем «коуч» должен постоянно обеспечивать поддержку участников на каждой встрече и признание достигнутых ими успехов, что мотивирует сотрудников к дальнейшей активной деятельности по достижению поставленных целей. на практике результатами применения коучинга могут служить улучшения таких параметров, как производительность труда, издержки на хранение и транспортирование, время переналадки оборудования.
Важно отметить тесную связь коучинга как технологии, ориентированной на развитие человеческого потенциала, с развитием лидерства. так, в проекте стандарта иСО 10018 «Системы менеджмента качества. Руководство по вовлечению и компетенции персонала» отмечается: «Лидер, как правило, должен обладать компетенциями в планировании, коммуникациях и коучинге».
Можно ожидать, что в практике российского менеджмента коучинг в ближайшее время будет развиваться очень интенсивно. Это связано в том числе и с кризисными явлениями: когда ограничены возможности привлечения заемных средств и знания, умения, опыт сотрудников фактически становятся единственным ресурсом для развития. инвестиции в развитие человеческого капитала с помощью коучинга являются весьма выгодными, ведь, согласно оценкам, вложения в коучинг возвращаются в шестикратном размере.
Можно ожидать, что в практике российского менеджмента коучинг в ближайшее время будет развиваться очень интенсивно. Это связано в том числе и с кризисными явлениями: когда ограничены возможности привлечения заемных средств и знания, умения, опыт сотрудников фактически становятся единственным ресурсом для развития. инвестиции в развитие человеческого капитала с помощью коучинга являются весьма выгодными, ведь, согласно оценкам, вложения в коучинг возвращаются в шестикратном размере.
1. Высказывание Тимоти Гэллвея (Timothy Gallwey) - педагога-теоретика гарвардского университета, теннисиста, автора концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга.
2. CWA 14924-2:2004 «Европейское руководство по наилучшей практике менеджмента знаний. Ч. 1».
Николаева А.Г., "Стандарты и качество" №7, 2010