Благородство и эффективность
Стандарты и качество/01 2021

В.А. Лапидус

U.P.Adler

12 ноября 2020 г. ушел из жизни Ю.П. Адлер — признанный гуру по качеству в России и за рубежом, профессор МИСиС, член ASQ и Европейской сети по применению статистики в промышленности, почетный президент и организатор Международной гильдии профессионалов качества. 

С Юрием Павловичем нас многое связывало, и в последнее время я часто думал о наших отношениях. К сожалению, в них осталась какая-то недосказанность: мы не сказали друг другу что-то очень важное. Сегодня я попробую изложить гипотезу о его миссии, которую мы не успели с ним обсудить. 

Почти на поверхности лежат два качества Юрия Павловича: благородство и эффективность. Внешность, манеры, стиль, репутация — все это говорит о его благородстве; никто не написал столько книг, статей, не сделал столько переводов с различных языков, как он, — все это говорит о потрясающей эффективности. Благородство и эффективность, как я обнаружил, — девиз и один из главных тезисов британской монархии. Сочетание этих двух качеств воспринималось британской короной как обязательное условие долгосрочного успеха. Благородство как набор ценностей, причем ценностей, передающихся от поколения к поколению, и эффективность ― свойство деятельности, которую люди осуществляют для того, чтобы реализовывать свои цели наиболее выгодным образом.

 pdfСкачать статью целиком

 

Что в этом девизе важно для современного менеджмента? Менеджмента, осуществляющего переход от авторитарных моделей управления, в которых люди рассматривались как исполнительные элементы, к моделям, где роль работников поднимается до уровня партнерства, т.е. до уровня отношений, основанных на договорах и, следовательно, на взаимных обязательствах и ответственности?

Здесь центральным становится вопрос о симметрии участников договоров деловых отношений. Симметрия предполагает определенное равенство сторон договора, например, в части информации и способности отвечать за нарушения договоров. Асимметрия трудовых отношений работодателя и работника очевидна. Например, сотрудник не имеет полной информации о процессах, о результатах труда, о финансах и т.п. Он не способен защищать свои права при увольнении, наказании и т.д. Не способен нести имущественную ответственность за брак, т.к. стоимость брака часто превышает его доходы. Как правило, даже при наличии мощного профсоюза работники не могут считать себя равноправными партнерами работодателю. Это порождает их отчужденность от интересов и целей организации, взращивает оппортунизм. В результате проигрывают обе стороны.

В чем состоит благородство работодателя? Работодатель, занимающий более сильную позицию, может в одностороннем порядке принять решение не пользоваться слабостями другой стороны, например, взяв риски брака на себя или снизив риски работников за счет дополнительных технических и управленческих решений, порой дорогостоящих. Работодатель может добровольно устанавливать расценки на работу выше рыночных, если они не обеспечивают некий стандарт жизни (питание, одежда, жилье, транспорт). Он может не увольнять работника при временном отсутствии работы для последнего.

Принимая на себя более высокие обязательства, работодатель исходит из полной и равноправной ответственности сторон, при этом выполнение зафиксированных условий и обязательств договора считается обоюдоравной и симметричной ответственностью. Это как гандикап в гонках с неравными по силе участниками, гандикап выровнял их возможности, и теперь они равны, победа будет отдана первому, но не самому быстрому. Таким образом, в трудовых отношениях благородство работодателя состоит в добровольном взятии на себя более высоких обязательств и ответственности, т.е. в определенном гандикапе. Благородство работника проявляется в понимании благородных действий работодателя и ответной благодарности в виде высокой лояльности, производительности и, главное, ответственности. В остальном ответственности остаются равными по сути — ответить за исполнение взятых на себя обязательств.

Термин «благородство» включает в отношения людей культурные ценности, работающие как регулятор долгосрочных отношений. Примером может служить японский опыт договоров пожизненного найма, по сути, договоров обмена лояльности и эффективности труда на заботу и защиту работников от превратностей жизни. Это вариант изначально неравноправных отношений, где более сильная сторона добровольно предлагает договор, который построен на доверии и вере. Япония продемонстрировала миру пример ответственности обеих сторон: не выполнившие условий договора руководители уходили в отставку, сотрудники — увольнялись.

Однако пожизненный наем в Японии оставался эффективным, пока уровень жизни был невысок. Сейчас, при высоком уровне жизни в стране, японские эксперты говорят о потере его эффективности.

Обратный пример ― США, где наемные работники рассматривают себя как равные партнеры, способные с помощью профсоюза защитить свои права. Они не требуют благородства в виде добровольных более высоких обязательств работодателя. Им не нужен гандикап. Но они требуют более строгого соблюдения законов, своих прав и договоров! Они требуют честности. В любых случаях культура регулирует договоры!

Благородство стимулирует эффективность, но, к сожалению, не всегда. Более строга обратная формула: отсутствие благородства влечет за собой оппортунизм. Почти всегда. Оппортунизм как притворство, хитрость, обман — самый страшный и коварный враг эффективности, он разъедает организм изнутри. Хуже только воровство. 

Обсуждая тему благородства и эффективности, мы вторгаемся в вечный вопрос ― неравенство людей и справедливость. Люди стремятся к социальному равенству, равенство считается формулой справедливости. Но закон Парето пока изменяется только в одну сторону: от 20% на 80% к 15% на 85% ― все меньшая часть людей владеет все большим богатством, при этом богатство становится все более символическим и все менее осязаемым: все ценные бумаги — только символ, основанный на вере. Экономисты знают, что именно неравенство делает экономику более эффективной, а усилия немногих людей способны организовывать деятельность многих. И за это немногие хотят бóльшую долю, забирая то, что они создали организационными, предпринимательскими, изобретательскими талантами. Проигрывая в силе, уме, в организационных способностях и многом другом, более слабые люди хотят от тех немногих победителей заботы, щедрости и снисходительности. Как дети, они ждут заботу и защиту. Так собаки просят заботу, даря любовь и преданность хозяевам. (Вам может не понравиться сравнение с собаками, но их преданность и любовь к людям заслуживают хотя бы упоминания.)

Неравенство ― закон природы, его нельзя изменить. Но в руках неблагородных людей оно приводит к унижению достоинств и оскорблению личности других, обычных. Признавая тот факт, что люди неравны, никто не готов признать, что из этого следует право одних владеть другими, принимать за них решения, лишать их любви и жизни. Неравенство не касается базовых прав людей: на жизнь, на свободу, на эгоизм, на достоинство, на любовь. Здесь все равны. Благородство более сильных состоит в том, чтобы обеспечить эти права всем. Благородство неравенства ― не усиливать неравенство сверх меры, отбирая у более слабых то, что лишает их жизнь основных базовых прав. Более того, благородство неравных и сильных в том, чтобы помочь другим стать сильнее, сократить дистанцию неравенства. Но благородство не должно приводить к потери эффективности как личной, так и общественной. 

Быть благородным — значит быть эффективным, насколько позволяют моральные ограничения. Благородство, ведущее к бедности, недопустимо, так как показывает людям, что благородство наказуемо. Благородство не является ни альтернативой, ни достаточным условием для эффективности. Благородство и эффективность ― системные понятия, они не статичны, они развертываются во времени. Закон динамики благородства и эффективности гласит: сообщества, потерявшие благородство, не обретут эффективности, а сообщества, некогда эффективные, не озабоченные сохранением благородства, утратят свою эффективность.

Однако есть проблема. Благородство — это порода, это результат селекции. Благородство не передается через общение, через веревочные тренинги, оно формируется поколениями ― это генетика. Уничтожив носителей генов благородства, вы на несколько поколений отбрасываете свое сообщество, обрекая на неэффективность. При любых природных богатствах недр. 

Теперь про неравенство, которое всегда являлось причиной сил и движения. Существует всемирный закон: разность давлений создает ветры, заставляющие работать двигатели почти всех типов — ветровые, паровые, ДВС. Разность электрических потенциалов (не зря его синоним ― напряжение) создает электрический ток и питает силой электромоторы, разность высот заставляет течь воды и работать гидростанции. Разность цен и себестоимости — двигатель бизнеса. Разность богатств обеспечивает мотивы трудиться и создавать. Различия в количестве звездочек на плечах, медалей на груди, полос на штанах генералов и маршалов, разница в длине яхт и размерах автомобилей создают мотивацию и энергию действия сытых людей. Неравенство необходимо, без него нет динамики среднего. Неравенство мотивирует, заставляет страдать, но если слабейшие могут обеспечить себе уровень жизни, достаточный для реализации их базовых прав, мы не должны им сочувствовать и тем более уравнивать их с лидерами искусственным образом. Человечество должно улыбаться снисходительно и насмешливо, слушая жалобы отстающих, но идущих и даже бегущих вперед. Однако лидеры и более успешные не должны стремиться увеличить неравенство, в том числе и прежде всего за счет их отставания. Лидеры должны понимать, что отстающие не должны терять интерес к изменению своего положения в рейтингах, измеряющих неравенство. Лидеры должны быть благородны в соревнованиях по любым шкалам неравенства.

У благородства лидеров два приема сохранить энергию движения, вызываемого неравенством: гандикапы и научение. Они предлагают стартовое преимущество, уравнивающее прежнее неравенство, чтобы состязаться за счет приложения новых усилий. Они создают всем равные стартовые возможности. Благородное общество ограничивает либо отнимает привилегии рождения, каст, сословий. Соревнуйтесь! Лидеры говорят: «Мы научим вас быть сильными и успешными, мы дадим вам знания и работу», — тем, кто говорит: «Нет равенства ― нет справедливости». Но если нет неравенства ― нет и энергии движения.

Лидерство благородства предлагает другую меру неравенства: богатство, поделенное на количество тех, за кого лидеры взяли ответственность ― за членов семьи, за работников и сотрудников. Поделите выручку бизнеса на количество работников своих и партнеров, поставщиков. Это уже не миллиарды ― это миллионы и сотни тысяч, и сравните со своей зарплатой. Неравенство уже не кажется столь безобразным. А теперь посмотрите на коэффициент «добавленная стоимость», деленная на численность организации, — это же мера производительности труда, а ее сравнение с зарплатой ― мера неравенства.

Лидеры предлагают: «Давайте вместе поднимать производительность, и ваша зарплата будет расти вместе с производительностью!» Это тоже благородное лидерство ― предложить выигрывать вместе. Но лидеры вправе сказать, что производительность будет расти быстрее. Потому что для роста производительности нужны инвестиции. Справедливость не в выравнивании доходов, справедливость в том, чтобы неравенство не унижало, а стимулировало и вдохновляло быть лучше, богаче, успешнее. В этом и есть суть формулы «Благородство и эффективность». Это отказ от насилия, грабежа, обмана, манипуляций, это отношения по формуле «Побеждаем вместе» (Win-Win). Мы создаем равные возможности и учим; этого достаточно, чтобы неравенство было справедливым, но мы требовательные и ответственные, мы не благодушны!

Благородство — это и свойство, и процесс селекции и воспитания лидеров, несущих и олицетворяющих лучшие ценности определенных культур.

Эффективность — это тоже свойство и процесс селекции и научения людей, способных организовывать свою и чужие жизни на основе лучших практик.

Оба процесса по отдельности склонны к вырождению. Благородство без эффективности может скатиться в бедность и нищету, эффективность — к аморальным действиям, разрушающим социальные системы.

Интеграция этих двух процессов — одна из важнейших задач, требующая решения во все времена, решения, связанного с накопленными знаниями и технологиями.

P.S. Есть такая притча. Один советский журналист в ходе интервью с князем Юсуповым, проживающим в изгнании, обратился к тому со словами: «Вы, бывший князь…» Юсупов прервал журналиста вопросом: «Вот у меня в ногах лежит сенбернар. Вам не приходит в голову назвать его бывшим сенбернаром?»