М.И. Розно, В.В. Шашков, Е.В. Чуклина
Приоритетные методы улучшений
О МЕТОДЕ FMEA
Метод FMEA был придуман в 60-е гг. ХХ века как средство превентивного обнаружения возможных будущих проблем при производстве продукции и при ее использовании еще на стадиях разработки конструкции и технологии. В основном он применяется для управления деятельностью (процессом) по разработке конструкции продукции (DFMEA) и процесса производства (PFMEA) на основе оценки рисков возникновения будущих отказов.
ВЫГОДЫ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ FMEA
При разработке нового продукта первоначально созданная конструкция подвергается DFMEA-анализу межфункциональной командой. Если команда обнаруживает в конструкции высокие потенциальные риски, то ее дорабатывают с целью снижения этих рисков и только потом одобряют. Далее первоначально разработанная технология подвергается PFMEA-анализу межфункциональной командой. Если команда обнаруживает в технологии высокие потенциальные риски, то ее дорабатывают с целью снижения этих рисков и только потом одобряют. В итоге к началу серийного производства предприятие имеет доработанные конструкцию и технологию без необходимости внесения дорогих запоздалых улучшений. Также метод может применяться при анализе отказов работы оборудования (MFMEA), когда на предприятии внедряется такой подход, как всеобщее управление оборудованием (Total Productive Maintenance, TPM). При этом рассматриваются все возможные отказы оборудования, последствия этих отказов, а также причины появления отказов. Ниже рассмотрен пример из этой области.
ПРОБЛЕМА
В рамках проекта по повышению производительности труда на предприятии проводились работы по анализу эффективности функционирования оборудования.
Анализ данных по загрузке оборудования, причинам остановок, простоев, продолжительности ремонтов и обслуживания показал, что за последние два года ~30% простоев вызывают отказы на самой первой операции, на которой происходит разгрузка автотранспорта, где рулоны с листовым металлом поступают в цех на операцию размотки и резки (рис. 1).
Если на первой операции по каким-то причинам выходит из строя кран-балка, то весь технологический процесс останавливается, т. к. межоперационные запасы после внедрения подходов бережливого производства малы.
РЕШЕНИЕ
Для решения выявленной проблемы был проведен анализ возможных отказов кран-балки: оценены значимость последствий (S) выхода из строя узлов кран-балки, возможности возникновения (O) и обнаружения (D) отказов, произведен анализ риска, как это предусмотрено методом FMEA, видов и последствий потенциальных отказов. Шкалы оценок были подобраны, исходя из опыта работы по ремонту и обслуживанию оборудования. По результатам анализа был создан перечень мероприятий, цель которых — снижение рисков остановки производства по причине выхода из строя кран-балки на первой операции технологического процесса.
Мероприятия предусматривали:
- доработку оборудования для увеличения ресурса;
- снижение максимально допустимой нагрузки на оборудование для увеличения ресурса;
- увеличение частоты обслуживания оборудования для снижения вероятности пропуска критического износа;
- пополнение страхового запаса запчастей к оборудованию для снижения времени простоя при выходе из строя — снижение значимости отказа (табл. 1).
Обратите внимание на то, что предусмотренные мероприятия направлены на снижение двух оценок — значимости и возможности возникновения отказов. (Прим. Часто приходится слышать неверное утверждение о том, что значимость отказа невозможно снизить).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Статистика, набранная за год после внедрения мероприятий, показала, что не было ни одной аварийной остановки кран-балки, хотя до этого происходило в среднем ~10 различных отказов за год! Коэффициент доступности оборудования улучшился на 15%, и, как следствие, выросла производительность. Также технологи и сотрудники ремонтных служб получили необходимые навыки и знания о методе FMEA и успешно стали применять их самостоятельно.