Николаева А.Г., "Стандарты и качество" №7, 2010
 

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Николаева А.Г.
Старший специалист ЗАО «Центр «Приоритет»
Одним из вариантов вовлечения работников в решение производственных задач - наиболее трудно реализуемого принципа стандартов ИСО серии 9000 - служит технология коучинга, на протяжении нескольких десятилетий успешно применяемая в менеджменте зарубежных компаний.
 
Коучинг зародился в спорте, став развитием классической профессии тренера. традиционно основная задача трениро­вок состояла в непрерывном увеличении физической на­грузки для спортсмена. Однако постепенно стало приходить понимание, что нередко «соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки».1 Тренер становится «коучем», когда может помочь спортсмену научиться побеждать обоих соперников. Снижение душевных волнений, мешающих игре, дает возможность природным способностям спортсмена проявить себя в полную силу.
за рубежом возможности применения коучинга в менедж­менте стали обсуждаться в 1950-х гг. В современном понима­нии «коуч» - это человек, помогающий другим людям полу­чить желаемый результат. Основой коучинга является струк­турированный и целенаправленный диалог, а одним из глав­ных инструментов - открытые вопросы, начинающиеся со слов «что, где, как» и т.д. и не предполагающие стандартного ответа.2
Применение коучинга особо эффективно в случаях, когда требуется:
  • повысить ответственность сотрудников и их мотивацию к достижению цели;
  • преодолеть сопротивление сотрудников изменениям;
  • разработать и реализовать проекты по улучшению;
  • рассмотреть поставленные задачи с разных точек зрения и выявить возможности их решения;
  • выявить и преодолеть внутренние барьеры, мешающие раскрытию потенциала сотрудников;
  • усовершенствовать существующие и развить новые навы­ки у сотрудников;
  • развить потенциал команды.
В процессе работы над этими вопросами необходимо управлять их обсуждением. Практика показывает, что можно выделить несколько типичных проблем, с которыми сталки­вается «коуч» во время такого обсуждения:
  • уход участников от заданной темы обсуждения;
  • навязывание своего мнения (особенно со стороны пред­ставителей топ-менеджмента);
  • попытки избегания ответственности и перекладывание ра­боты друг на друга.
Кроме решения этих проблем «коуч» должен постоянно обеспечивать поддержку участников на каждой встрече и признание достигнутых ими успехов, что мотивирует со­трудников к дальнейшей активной деятельности по достиже­нию поставленных целей. на практике результатами приме­нения коучинга могут служить улучшения таких параметров, как производительность труда, издержки на хранение и транспортирование, время переналадки оборудования.
Важно отметить тесную связь коучинга как технологии, ориентированной на развитие человеческого потенциала, с развитием лидерства. так, в проекте стандарта иСО 10018 «Системы менеджмента качества. Руководство по вовлече­нию и компетенции персонала» отмечается: «Лидер, как пра­вило, должен обладать компетенциями в планировании, ком­муникациях и коучинге».
Можно ожидать, что в практике российского менеджмента коучинг в ближайшее время будет развиваться очень интен­сивно. Это связано в том числе и с кризисными явлениями: когда ограничены возможности привлечения заемных средств и знания, умения, опыт сотрудников фактически ста­новятся единственным ресурсом для развития. инвестиции в развитие человеческого капитала с помощью коучинга яв­ляются весьма выгодными, ведь, согласно оценкам, вложе­ния в коучинг возвращаются в шестикратном размере.
1. Высказывание Тимоти Гэллвея (Timothy Gallwey) - педагога-теоретика гарвардского университета, теннисиста, автора концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга.
2. CWA 14924-2:2004 «Европейское руководство по наилучшей практике ме­неджмента знаний. Ч. 1».
 
Николаева А.Г., "Стандарты и качество" №7, 2010