Lean Six Sigma — это методология, направленная на улучшение бизнес-процессов путем активного вовлечения персонала в выполнение проектов с использованием простых и эффективных показателей. Она объединяет два подхода по улучшениям:
- Lean (бережливое производство), которое сосредоточено на устранении потерь и создании ценности для клиента за счет оптимизации потока создания ценности и минимизации ненужных действий и избыточных запасов.
- Six Sigma (6 сигм), которая направлена на снижение изменчивости процессов и приведение их в стабильное состояние, что способствует улучшению качества продукции и услуг.
Применение Lean Six Sigma позволяет:
- снижать затраты и повышать производительность
- повышать качество продукции и услуг
- сокращать время выполнения процессов
- повышать удовлетворенность клиентов
- добиваться высокой конкурентоспособности
- улучшать процессы принятия решений
и в целом приводит к устойчивым решениям, формированию и поддержке культуры непрерывных улучшений и повышению эффективности организации.
Эта методология с 1980 годов завоевала популярность в различных отраслях, включая производство, сферу услуг, здравоохранение, информационные технологии, логистику и управление цепочками поставок.
Lean Six Sigma опирается на активное участие персонала в проектах по улучшению, распределяя роли и ответственность почти всех в организации на разных уровнях. Для этого выделяют, например:
- Желтые пояса: специалисты, которые знакомы с основами Lean Six Sigma и участвуют в проектах в качестве участников команды
- Зеленые пояса: лидеры небольших проектов, работающие под руководством черных поясов, активно применяющие основные методы улучшений
- Черные пояса: эксперты, ведущие крупные проекты и консультирующие команды «зеленых» поясов. Эти специалисты полностью посвящают себя проектам улучшения, разрабатывая и внедряя комплексные решения (обратитесь к нам для обучения)
- Чемпионы и спонсоры: руководители, поддерживающие инициативы по улучшению, обеспечивающие необходимые ресурсы и устраняющие организационные препятствия
Методы и инструменты Lean Six Sigma
Lean Six Sigma использует широкий набор взаимосвязанных методов и инструментов улучшений, ориентируясь в первую очередь на статистические методы. Для эффективного применения этих инструментов необходимо понимать их назначение и ограничения. Совместное использование методов создает синергетический эффект, усиливая общую эффективность проектов улучшения.
Среди всего многообразия методов, часть из которых достаточно глубокие и сложные (например, методы проверки статистических гипотез или планирование экспериментов), разным "поясам" в зависимости от их роли в проекте и вида самого проекта (см. таблицу ниже) требуется знание разных методов, и нет необходимости в том, чтобы все в компании знали всё.
Роли Six Sigma и их компетентность (на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC)
|
||||
Области знаний и навыков | Мастер черного пояса | Черный пояс | Зеленый пояс | Желтый пояс |
Понимание бизнеса | 3 | 2 | 1 | 1 |
Компьютерная грамотность | 3 | 3 | 1 | 1 |
Ориентация на потребителя | 3 | 3 | 3 | 3 |
Навыки межличностного общения | 3 | 3 | 2 | 1 |
Навыки мотивации | 3 | 3 | 2 | 1 |
Математическая грамотность | 3 | 2 | 1 | 1 |
Навыки практического решения проблем | 3 | 2 | 3 | 1 |
Навыки презентаций (умение подавать материал) | 3 | 3 | 2 | 0 |
Опыт в улучшении процессов | 3 | 2 | 1 | 0 |
Навыки менеджмента процессов | 3 | 3 | 2 | 0 |
Навыки менеджмента проектов | 3 | 3 | 2 | 0 |
Направленность на результат | 3 | 3 | 2 | 2 |
Знание инструментов Six Sigma | 3 | 2 | 1 | 1 |
Статистические навыки | 3 | 2 | 1 | 0 |
Применение статистического ПО | 3 | 3 | 1 | 0 |
Инструкторские навыки (навыки обучения) | 3 | 3 | 1 | 0 |
Навыки коучинга | 3 | 2 | 2 | 0 |
|
Систематический поиск и устранение всех видов потерь в бизнес-процессах: производственных, управленческих, административных и др., влияющих на создание ценности для потребителей является основой улучшений в Lean Six Sigma. Улучшения реализуются через планирование и выполнение регулярных проектов, для выбора которых и выполнения есть свой инструментарий – DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control). Этот подход обеспечивает структурированный процесс улучшений, ориентированный на измеримые результаты. Результатом каждого проекта является повышение эффективности, оптимизация процессов и/или повышение удовлетворенности потребителей.
А что же означает само название – Six Sigma (шесть сигма)?
Уровень sigma в Six Sigma — это показатель, который отражает, насколько качественно работает процесс, сколько дефектов или ошибок происходит в нем. Чем ниже уровень несоответствий, выше качество – тем выше уровень sigma (число перед σ).
Например:
- 1 sigma (1σ) — очень плохой процесс (около 69% несоответствий).
- 3 sigma (3σ) — уровень, на котором работают еще многие компании (около 6,7%).
- 6 sigma (6σ) — почти идеальный процесс (всего 3,4 дефекта на миллион). Это процессы мирового уровня – цель, которую ставит перед собой компания, вставшая на «путь» Six Sigma.
Уровень sigma напрямую связан с ожидаемыми потерями в процессе (см. таблицу ниже). Он помогает не только измерить текущую эффективность, но и выявить области для дальнейшего улучшения и оптимизации.
Потери от плохого качества | |
Уровень sigma | Потери от несоответствующего качества (% от продаж) |
1 sigma (1σ) | Банкротство |
2 sigma (2σ) | >40% |
3 sigma (3σ) | 25-40% |
4 sigma (4σ) | 15-25% |
5 sigma (5σ) | 5-10% |
6 sigma (6σ) | 0-5% |
По матер. Vinod G. Surange Implementation of Six Sigma to Reduce Cost of Quality. A Case Study of Automobile Sector, Byme, G. (2003). Ensuring optimal success with Six implementations, Journal of Organizational Excellence, 22(2), C. 43-50. |
Не знаете свой уровень sigma? Давайте посчитаем!
- Выберите один из ключевых показателей продукции, который оценивается в организации и с которым связана удовлетворенность/неудовлетворенность потребителей (например, толщина покрытия, время выполнения заказа, количество правильно заполненных документов).
- Введите уровень несоответствий по данному показателю в процентах или в ppm (уровне несоответствий на миллион)
3. Сравните полученное значение с таблицей ниже
Уровень сигма | Общая характеристика | Базовые рекомендации | Применяемые методы и инструменты |
1-2 σ | Высокий уровень брака, нестабильные процессы. | Создание системы менеджмента качеством например, на основе требований ISO 9001. Обучение сотрудников основам управления качеством, бережливого производства (Lean), методология решения проблем (8D). Вовлечение сотрудников в улучшения на рабочих местах (кайдзен). Сбор и анализ данных по основным процессам и характеристикам продукции. Внедрение стандартных операционных процедур (SOP). |
|
3 σ | Компании с работающими процессами, но нестабильным качеством. Уровень большинства производственных компаний. Начальные шаги улучшений. |
Обучение сотрудников, например, по программе «желтых» и «зеленых поясов». Выполнение проектов Lean Six Sigma на основе цикла DMAIС. Применение методов предупреждения несоответствий. Развитие культуры непрерывных улучшений. |
Дополнительно:
|
4 σ | Процессы стабильны, но не всегда эффективны. Ошибки случаются редко, но влияют на бизнес. | Обучение сотрудников по программе «черных поясов». Выполнение ими проектов Lean Six Sigma на основе цикла DMAIС на постоянной основе. Применение методов предупреждения несоответствий. Активное использование статистических методов для мониторинга и улучшения процессов. |
Дополнительно:
|
5 σ | Высокий уровень качества. Системные улучшения. | Углубленное обучение сотрудников по методам «встроенного качества». Применение этих методов при разработке и постановке продукции на производство. Применение принципов бережливого производства на этапе разработки технологических процессов и подготовки производства. Применение методов и инструментов бережливого производства для всех процессов СМК. Развитие корпоративной культуры и лидерства в области качества и бережливого производства. |
Дополнительно:
|
6 σ и более | Уровень компаний мирового класса. Деловое совершенство, высокая конкуретноспособность. | Уровень компаний мирового класса. Деловое совершенство, высокая конкуретноспособность. Стремление к поддержанию высокого уровня качества и повышению конкурентоспособности. Фокус на стратегическом развитии и инновации. Цифровая трансформация и предиктивный анализ. Самообучающиеся системы управления качеством. Гибкость и адаптивность к изменениям рынка. Развитие творческого потенциала сотрудников. |
Дополнительно:
|
Рекомендации, приведенные в таблице, носят обобщенный характер.
Обратитесь к нам – мы можем провести комплексную диагностику, определить ключевые точки роста и составить план улучшений.
Рассчитать прогноз уровня несоответствий по результатам измерений выборочных значений вы можете тут.
В России действуют стандарты по Six Sigma и бережливому производству
- ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм».Часть 1. Методология DMAIC
- ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм».Часть 2. Методы и приемы
- ГОСТ Р ИСО 17258-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Бенчмаркинг
- ГОСТ Р 50779.100-2017 Статистические методы. Методология «Шесть сигм». Основные критерии бенчмаркинга в организации.
- ГОСТ Р 57523-2017. Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала. (при разработке использовался международный стандарт ISO 18404:2015 Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Competencies for key personnel and their organizations in relations to Six Sigma and Lean implementation)
- ГОСТ Р 56020-2020 Бережливое производство. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
- ГОСТ Р 56406-2021 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
- ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство.. Процесс сертификации систем менеджмента бережливого производства. Процедура оценки
- ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты бережливого производства
- ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
- ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
- ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
- ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
Мы предлагаем обучение, помощь при применении этого подхода и сопровождение при выполнении проектов в организации.
По вопросам обучения просьба обращаться к:
- руководителю проектов по корпоративному обучению на территории заказчика Казаковой Марине Анатольевне kazakova@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79107921817
- руководителю проектов по обучению на базе учебного центра ГК «Приоритет» в Нижнем Новгороде Булаевой Антонине Валерьевне bulaeva@centr-prioritet.ru, training@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79105921110
Статьи по теме
- Lean Six Sigma: улучшение качества и повышение производительности
- Картирование потока - отправная точка улучшений
- Контрольные карты Шухарта: "дьявол кроется в мелочах"
- Оценка затрат потребителя: давайте считать деньги!
- Как и зачем улучшать процессы, если в них "все хорошо"? Часть 1. Анализ и совершенствование измерительной системы
- Применяет ли предприятие методологию "Шесть сигм"?
- Управление качеством - используемые подходы и необходимые данные
- Статистический приемочный контроль качества продукции: свойства и возможности. Часть 1
- Статистическое управление по-человечески: от «ноль дефектов» к «бриллиантам»
- Стандарты серии «Бережливое производство»: управление эффективностью деятельности. Часть 1
Литература по теме
- SPC. Статистическое управление процессами. Ссылочное руководство. Перевод с английского второго издания от июля 2005 г.- Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2012. – 424 с. (официальное двуязычное издание)
- MSA. Анализ измерительных систем. Ссылочное руководство. Перевод с английского четвертого издания от июня 2010 г. - Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2012. - 405 стр. (официальное двуязычное издание)
- FMEA. Анализ видов и последствий отказов. Справочное руководство. FMEA конструкции. FMEA процесса. Дополнительный FMEA для мониторинга и отклика системы. - AIAG & VDA. Первое издание, июнь 2019 года - 237 с.
- Пора заняться техпроцессом. У Вас проблемы в производстве? // Розно М.И., Касторская Л.В. 3-е издание дополненное - Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2019. - 61 с
По вопросам приобретения руководств просьба обращаться к менеджеру по работе с клиентами Королёвой Елизавете Юрьевне books@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79100572353.