Lean Six Sigma — это методология, направленная на улучшение бизнес-процессов путем активного вовлечения персонала в выполнение проектов с использованием простых и эффективных показателей. Она объединяет два подхода по улучшениям:

  • Lean (бережливое производство), которое сосредоточено на устранении потерь и создании ценности для клиента за счет оптимизации потока создания ценности и минимизации ненужных действий и избыточных запасов. 
  • Six Sigma (6 сигм), которая направлена на снижение изменчивости процессов и приведение их в стабильное состояние, что способствует улучшению качества продукции и услуг.

Применение Lean Six Sigma позволяет:

  • снижать затраты и повышать производительность
  • повышать качество продукции и услуг 
  • сокращать время выполнения процессов
  • повышать удовлетворенность клиентов
  • добиваться высокой конкурентоспособности
  • улучшать процессы принятия решений

и в целом приводит к устойчивым решениям, формированию и поддержке культуры непрерывных улучшений и повышению эффективности организации.

Эта методология с 1980 годов завоевала популярность в различных отраслях, включая производство, сферу услуг, здравоохранение, информационные технологии, логистику и управление цепочками поставок.

Lean Six Sigma опирается на активное участие персонала в проектах по улучшению, распределяя роли и ответственность почти всех в организации на разных уровнях. Для этого выделяют, например:

  • Желтые пояса: специалисты, которые знакомы с основами Lean Six Sigma и участвуют в проектах в качестве участников команды
  • Зеленые пояса: лидеры небольших проектов, работающие под руководством черных поясов, активно применяющие основные методы улучшений 
  • Черные пояса: эксперты, ведущие крупные проекты и консультирующие команды «зеленых» поясов. Эти специалисты полностью посвящают себя проектам улучшения, разрабатывая и внедряя комплексные решения (обратитесь к нам для обучения)
  • Чемпионы и спонсоры: руководители, поддерживающие инициативы по улучшению, обеспечивающие необходимые ресурсы и устраняющие организационные препятствия

 LSS Управляющий комитет 2025

 

Методы и инструменты Lean Six Sigma

LSS Карта подходов 2025

Lean Six Sigma использует широкий набор взаимосвязанных методов и инструментов улучшений, ориентируясь в первую очередь на статистические методы. Для эффективного применения этих инструментов необходимо понимать их назначение и ограничения. Совместное использование методов создает синергетический эффект, усиливая общую эффективность проектов улучшения.

Среди всего многообразия методов, часть из которых достаточно глубокие и сложные (например, методы проверки статистических гипотез или планирование экспериментов), разным "поясам" в зависимости от их роли в проекте и вида самого проекта (см. таблицу ниже) требуется знание разных методов, и нет необходимости в том, чтобы все в компании знали всё. 

 

Роли Six Sigma и их компетентность (на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC)

 

Области знаний и навыков Мастер черного пояса Черный пояс Зеленый пояс Желтый пояс
Понимание бизнеса 3 2 1 1
Компьютерная грамотность 3 3 1 1
Ориентация на потребителя 3 3 3 3
Навыки межличностного общения 3 3 2 1
Навыки мотивации 3 3 2 1
Математическая грамотность 3 2 1 1
Навыки практического решения проблем 3 2 3 1
Навыки презентаций (умение подавать материал) 3 3 2 0
Опыт в улучшении процессов 3 2 1 0
Навыки менеджмента процессов 3 3 2 0
Навыки менеджмента проектов 3 3 2 0
Направленность на результат 3 3 2 2
Знание инструментов Six Sigma 3 2 1 1
Статистические навыки 3 2 1 0
Применение статистического ПО 3 3 1 0
Инструкторские навыки (навыки обучения) 3 3 1 0
Навыки коучинга 3 2 2 0
  • Уровень 0 - не требуется (но это не означает, что лицо, выполняющее роль, не знает о соответствующем навыке);
  • Уровень 1 - базовая компетентность;
  • Уровень 2 - опытный пользователь;
  • уровень 3 - владение на высоком уровне.

Систематический поиск и устранение всех видов потерь в бизнес-процессах: производственных, управленческих, административных и др., влияющих на создание ценности для потребителей является основой улучшений в Lean Six Sigma. Улучшения реализуются через планирование и выполнение регулярных проектов, для выбора которых и выполнения есть свой инструментарий – DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control). Этот подход обеспечивает структурированный процесс улучшений, ориентированный на измеримые результаты. Результатом каждого проекта является повышение эффективности, оптимизация процессов и/или повышение удовлетворенности потребителей.

 Рис.2 Основные инструменты подхода DMAIC 02 2025

А что же означает само название – Six Sigma (шесть сигма)?

Уровень sigma в Six Sigma — это показатель, который отражает, насколько качественно работает процесс, сколько дефектов или ошибок происходит в нем. Чем ниже уровень несоответствий, выше качествотем выше уровень sigma (число перед σ).

Например:

  • 1 sigma (1σ) — очень плохой процесс (около 69% несоответствий).
  • 3 sigma (3σ)  — уровень, на котором работают еще многие компании (около 6,7%).
  • 6 sigma (6σ) — почти идеальный процесс (всего 3,4 дефекта на миллион). Это процессы мирового уровня – цель, которую ставит перед собой компания, вставшая на «путь» Six Sigma.

Уровень sigma напрямую связан с ожидаемыми потерями в процессе (см. таблицу ниже). Он помогает не только измерить текущую эффективность, но и выявить области для дальнейшего улучшения и оптимизации. 

Потери от плохого качества
Уровень sigma  Потери от несоответствующего качества (% от продаж)
1 sigma (1σ) Банкротство
2 sigma (2σ) >40%
3 sigma (3σ) 25-40%
4 sigma (4σ) 15-25%
5 sigma (5σ) 5-10%
6 sigma (6σ) 0-5%
По матер. Vinod G. Surange Implementation of Six Sigma to Reduce Cost of Quality. A Case Study of Automobile Sector, Byme, G. (2003). Ensuring optimal success with Six implementations, Journal of Organizational Excellence, 22(2), C. 43-50.

Не знаете свой уровень sigma? Давайте посчитаем!

  1. Выберите один из ключевых показателей продукции, который оценивается в организации и с которым связана удовлетворенность/неудовлетворенность потребителей (например, толщина покрытия, время выполнения заказа, количество правильно заполненных документов).
  2. Введите уровень несоответствий по данному показателю в процентах или в ppm (уровне несоответствий на миллион) 
SigmaCalc

 

 

 3. Сравните полученное значение с таблицей ниже

Уровень сигма Общая характеристика Базовые рекомендации Применяемые методы и инструменты
1-2 σ Высокий уровень брака, нестабильные процессы. Создание системы менеджмента качеством например, на основе требований ISO 9001.
Обучение сотрудников основам управления качеством, бережливого производства (Lean), методология решения проблем (8D).
Вовлечение сотрудников в улучшения на рабочих местах (кайдзен).
Сбор и анализ данных по основным процессам и характеристикам продукции.
Внедрение стандартных операционных процедур (SOP).
  • Базовые методы бережливого производства (картирование потока создания ценности, 5S, стандартизация).
  • 7 инструментов контроля качества (7 простых японских методов).
  • Метод 8D для решения проблем.
  • Анализ измерительных систем (MSA).
3 σ Компании с работающими процессами, но нестабильным качеством.
Уровень большинства производственных компаний. Начальные шаги улучшений.
Обучение сотрудников, например, по программе «желтых» и «зеленых поясов».
Выполнение проектов Lean Six Sigma на основе цикла DMAIС.
Применение методов предупреждения несоответствий.
Развитие культуры непрерывных улучшений.

Дополнительно:

  • Методы статистического управления процессам (SPC).
  • Анализ измерительных систем (MSA).
  • Менеджмент риска.
  • Анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA).
  • Оценка поставщиков.
  • SMED (Быстрые переналадки).
  • TPM (Всеобще обслуживание оборудования).
  • SFM.
4 σ Процессы стабильны, но не всегда эффективны. Ошибки случаются редко, но влияют на бизнес. Обучение сотрудников по программе «черных поясов».
Выполнение ими проектов Lean Six Sigma на основе цикла DMAIС на постоянной основе.
Применение методов предупреждения несоответствий.
Активное использование статистических методов для мониторинга и улучшения процессов.

Дополнительно:

  • Перспективное планирование качества продукции (APQP).
  • Poka-Yokе (Защита от непреднамеренных ошибок).
  • Развитие постащиков.
  • Количественные методы оценки рисков
5 σ Высокий уровень качества. Системные улучшения. Углубленное обучение сотрудников по методам «встроенного качества». Применение этих методов при разработке и постановке продукции на производство.
Применение принципов бережливого производства на этапе разработки технологических процессов и подготовки производства.
Применение методов и инструментов бережливого производства для всех процессов СМК.
Развитие корпоративной культуры и лидерства в области качества и бережливого производства.

Дополнительно:

  • Регрессионный анализ, планирование экспериментов.
  • DFSS (Design for Six Sigma) для проектирования и разработки.
  • Машинное обучение и предиктивная аналитика для управления качеством.
  • ТРИЗ.
6 σ и более Уровень компаний мирового класса. Деловое совершенство, высокая конкуретноспособность. Уровень компаний мирового класса. Деловое совершенство, высокая конкуретноспособность. Стремление к поддержанию высокого уровня качества и повышению конкурентоспособности.
Фокус на стратегическом развитии и инновации.
Цифровая трансформация и предиктивный анализ.
Самообучающиеся системы управления качеством.
Гибкость и адаптивность к изменениям рынка.
Развитие творческого потенциала сотрудников.

Дополнительно:

  • Cyber-Physical Systems.
  • Роботизация.
  • Цифровые двойники.
  • Применение AI и Big Data для предсказательной аналитики.
  • Вероятностные сценарии для оценки риска.

Рекомендации, приведенные в таблице, носят обобщенный характер.

Обратитесь к нам – мы можем провести комплексную диагностику, определить ключевые точки роста и составить план улучшений.

Рассчитать прогноз уровня несоответствий по результатам измерений выборочных значений вы можете тут.

В России действуют стандарты по Six Sigma и бережливому производству

  1. ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм».Часть 1. Методология DMAIC
  2. ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм».Часть 2. Методы и приемы
  3. ГОСТ Р ИСО 17258-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Бенчмаркинг
  4. ГОСТ Р 50779.100-2017 Статистические методы. Методология «Шесть сигм». Основные критерии бенчмаркинга в организации. 
  5. ГОСТ Р 57523-2017. Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала.  (при разработке использовался международный стандарт ISO 18404:2015 Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Competencies for key personnel and their organizations in relations to Six Sigma and Lean implementation)
  6. ГОСТ Р 56020-2020 Бережливое производство. Основные положения и словарь
  7. ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
  8. ГОСТ Р 56406-2021 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
  9. ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство.. Процесс сертификации систем менеджмента бережливого производства. Процедура оценки
  10. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты бережливого производства
  11. ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
  12. ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
  13. ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
  14. ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы

Мы предлагаем обучение, помощь при применении этого подхода и сопровождение при выполнении проектов в организации.

По вопросам обучения просьба обращаться к:

  • руководителю проектов по корпоративному обучению на территории заказчика Казаковой Марине Анатольевне kazakova@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79107921817
  • руководителю проектов по обучению на базе учебного центра ГК «Приоритет» в Нижнем Новгороде Булаевой Антонине Валерьевне bulaeva@centr-prioritet.rutraining@centr-prioritet.ru +7(831)4342777, +79105921110

Статьи по теме

Литература по теме

По вопросам приобретения руководств просьба обращаться к менеджеру по работе с клиентами Королёвой Елизавете Юрьевне books@centr-prioritet.ru  +7(831)4342777, +79100572353.